Приводная роликовая цепь: особенности, сферы использования

Приводная роликовая цепь: особенности, сферы использования

rolikovie-cepi-1-1-1

Узнать больше

 

Приводная роликовая однорядная цепь – один из самых востребованных компонентов различных машин и механизмов, она используется для передачи энергии между валами на расстоянии. Это простое по конструкции и надежное средство, такая цепь обладает высоким КПД и долго служит. Благодаря простоте изготовления, такие изделия выпускаются десятками предприятий по всему миру, разработано несколько типов стандартов для производства идентичной продукции.

Состав приводной роликовой цепи

Любая роликовая цепь включает в себя два вида повторяющихся элементов – звеньев:

  1. Внутреннее звено. Оно состоит из двух пластин, соединённых двумя неподвижными втулками, на которые надеты свободно вращающиеся ролики.
  2. Внешнее звено. Это две наружные пластины, которые удерживаются между собой запрессованными валиками. Они проходят через втулки на внутренних звеньях цепи.

Наиболее важная роль в такой конструкции отведена ролику. Он прокатывается по зубу звездочки, при этом трение скольжения заменяется трением качения. В результате удается максимально повысить КПД, и энергия практически не теряется при передаче, а механизм изнашивается очень медленно. Детали конструкции однорядной роликовой сети отражены на схеме:

FAI_8742-1-1-1

  1. Наружная пластина.
  2. Внутренняя пластина.
  3. Валик.
  4. Втулка.
  5. Ролик.

В процессе изготовления ролики проходят специальную обработку при высокой температуре – это повышает их прочность и долговечность. Для снижения трения и повышения эффективности передачи цепи дополнительно смазываются – смазочный материал предотвращает коррозию и оберегает металл от воздействия агрессивной среды.

Также существуют цепи с внутренними безвтулочными звеньями. В такой конструкции вместо втулки используются пуклевки внутренних пластин, они выполняются с высокой точностью и обращаются в конструкции друг к другу. Цепи такого типа стоят дешевле при изготовлении, но служат меньше и хуже выдерживают высокие нагрузки.

Цепи соединяются и разъединяются с помощью специального инструмента – это удлиненная жесткая струбцина, выполненная из высокопрочной стали, диаметр наконечника немного меньше валика цепи. Внешние звенья приводных цепей могут быть разборными, подходящий вариант подбирается по стандартному типоразмеру цепи.

Основные параметры цепей

До недавнего времени стандарты роликовых цепей определялись заводом-производителем, но в дальнейшем производство было стандартизовано для удобства подбора подходящих по размеру изделий. Различают национальные стандарты – британские, немецкие, американские, а также общемировой стандарт ISO 606, с помощью которого можно подобрать подходящий аналог цепи в любой стране. В России для стандартизации используется ГОСТ 13568-97, который частично соответствуют международным стандартам. В Америке для подбора типоразмера цепей применяется стандарт ANSI B29.1M.

Используемая в ГОСТе маркировка состоит из 15 знаков, что затрудняет поиск. Для большего удобства обычно используется международная маркировка, включающая в себя 3 цифры. Первая указывает на шаг между звеньями, вторая и третья показывают расстояние между внутренними пластинами звеньев, оно отображается в виде десятичной дроби.

Первые стандарты разрабатывались в дюймовой системе, принятой в Британии, поэтому параметры рассчитываются в целых долях дюйма, при этом точность в миллиметрах указывается до 3 знака после запятой. Маркировка для подбора по размерам указывается на внешней стороне звеньев, что упрощает поиск.

В таблице представлена маркировка, а также размер некоторых наиболее распространенных разновидностей роликовых цепей (размеры указаны в миллиметрах):

Цепь Шаг цепи Ширина ролика Диаметр ролика
415 12.70 4.88 7.75
420 12.70 6.35 7.75
428 12.70 7.75 8.51
520 15.88 6.35 10.16
525 15.88 7.85 10.16
530 15.88 9.53 10.16
532 15.88 9.53 11.10
630 19.05 9.53 11.91

 

В мировом производстве цепей используются три основных стандарта, с помощью которых проще установить соответствие между изделиями:

  1. ГОСТ 13568-97. Он был принят в качестве замены устаревшего стандарта 13568-75, в настоящее время получил широкое распространение на постсоветском пространстве в Европе и Азии.
  2. ISO 606. Этот стандарт получил более широкое распространение в странах Европы, он активно применяется в Великобритании и Германии.
  3. ANSI B29-1M. Он разработан американским институтом стандартизации и активно используется в США.

Соответствие цепей по российскому и международному стандартам отражено в таблице:

 

Цепь

ГОСТ 13568-75

Аналог

по DIN/ISO

стандарт
ПР-8-460 05B-1 Английский
ПР-9,525-910 06B-1 Английский
ПР-12,7-1000-1 082 Английский
ПР-12,7-900-2 081 Английский
ПР-12,7-1820-1 FK433 Заводской стандарт
ПР-12,7-1820-2 08B-1 Английский
ПР-15,875-2300-1 135EB Заводской стандарт
ПР-15-875-2300-2 10B-1 Английский
ПР-19,05-3180 A 60 Американский
ПР-25,4-6000 A 80 Американский
ПР-31,75-8900 A 100 Американский
ПР-38,1-12700 A 120 Американский
ПР-44,45-17240 A 140 Американский
ПР-50,8-22700 A 160 Американский
ПР-63,5-35400 A 200 Американский

 

Использование таблиц соответствия стандартов позволяет быстрее подбирать подходящие аналоги цепей, чтобы обеспечить максимальную работоспособность передачи.

Виды приводных цепей

Приводные цепи получили широкое распространение практически во всех отраслях промышленности, с их помощью в движение приводятся различные машины и механизмы. В отличие от ременного, цепной привод не допускает проскальзывания, тем самым удается избежать потерь энергии во время передачи. Такие изделия приводят в движение различные движущиеся механизмы, при этом передаче гарантирован максимальный КПД. В промышленности применяются следующие виды приводных цепей:

  1. Роликовые и втулочные цепи, среди которых роликовые стали наиболее распространенными. Их преимущество – в снижении трения, в результате потери энергии сведены к минимуму.
  2. Длиннозвенные цепи. Эта разновидность стала востребованной в сельскохозяйственных машинах, где не предъявляются высокие требования к скорости передачи энергии и устойчивости к нагрузкам. Они стоят недорого, но отличаются невысоким сроком службы.
  3. Зубчатые цепи. Их ключевое отличие и преимущество – отсутствие шума при передаче энергии, в западных странах их называют Silent – бесшумные. При этом именно они используются при наиболее высоких скоростях передачи энергии.
  4. Цепи повышенной точности, выпускаемые по стандарту ГОСТ 21834. Они используются там, где к точности предъявляются повышенные требования, то есть в приводах, работающих под наиболее высокой нагрузкой.
  5. Изделия с изогнутыми пластинами. Такая особенность конструкции обеспечивает цепи большую пружинистость, в результате повышается стойкость к нестабильным механическим нагрузкам.

Перечислены далеко не все разновидности. В отдельный стандарт выведены приводные цепи для велосипедов, мотоциклов и других транспортных средств, вариаторные изделия, цепи специального назначения. Подбор подходящего изделия зависит от требований к конструкции и условий эксплуатации.

Приводная роликовая цепь: подробнее об устройстве и назначении

Однорядная роликовая цепь используется при передаче механической энергии совместно со звездочками отвечающего размера. Ролик прокатывается по зубу звездочки, обеспечивая ее вращение с минимальными потерями энергии. При выборе подходящей разновидности цепи учитываются три основных параметра – это расстояние меж внутренними пластинами, ширина и диаметр ролика. У каждой детали звена есть определенные функции, обеспечивающие нормальную работу механической передачи:

  1. Металлическая пластина – элемент, на который приходится основное механическое воздействие, поэтому она должна быть максимально устойчива к нагрузкам. Хотя чаще всего воздействие оказывается равномерно, не исключен риск сильных ударных нагрузок, поэтому пластины изготавливаются с большим запасом прочности.
  2. Металлический ролик перемещается между зубьями звездочки, поэтому он одновременно страдает от ударной и сжимающей нагрузки. Из-за этого от него также требуется высокая прочность, особенно при использовании в высокоскоростных передачах.
  3. Втулка принимает на себя основные нагрузки от других элементов в конструкции цепи. Она должна выдерживать ударную и сжимающую нагрузку.
  4. Валик вместе с втулкой соединяет звенья цепи, поэтому он принимает на себя сдвигающее и изгибающее воздействие. Кроме того, в процессе эксплуатации передачи валик нередко испытывает ударные нагрузки, что также негативно сказывается на его состоянии.

Все разновидности роликовых цепей имеют одинаковое строение: внутреннее звено включает в себя металлические пластины с гладкой поверхностью, подвижные ролики и неподвижные втулки. Наружное звено включает в себя валики, запрессованные в металлические пластинки. Для передач с повышенной механической нагрузкой могут использоваться двух-, трех- и четырехрядные цепи – они способны выдерживать большое механическое воздействие и передавать большую мощность. Для соединения рядов в конструкцию добавляется дополнительная промежуточная пластина.

Сферы использования роликовой цепи

Роликовые и втулочные приводные цепи получили очень широкое распространение во всех отраслях машиностроения. Они используются при производстве автомобилей, комбайнов, тракторов, других видов транспортных средств и спецтехники. Также цепная передача стала востребованной для различных станков, промышленного оборудования, конвейерных лент и транспортеров. Ее применяют в деревообрабатывающей промышленности, пищевой отрасли и не только.

Цепи роликового типа получили широкое распространение благодаря следующим преимуществам:

  1. Высокий коэффициент полезного действия. Сохранение максимального количества энергии при передаче позволяет минимизировать затраты топлива, это энергоэффективное решение для достижения различных целей.
  2. Плавный ход механизма без рывков, резких скачков и заклинивания. Это обеспечивает непрерывную работу цепного привода, необходимую для безотказной работы механизма.
  3. Высокая износостойкость. Хорошо смазанный металл выдерживает высокие нагрузки с малой истираемостью, что обеспечивает цепям продолжительную эксплуатацию.
  4. Взаимозаменяемость элементов и ремонтопригодность. Конструкцию с повторяющимися звеньями при необходимости легко восстановить: повреждённые звенья убираются и заменяются новыми.

Однако у роликовых цепей есть важный минус, по сравнению с втулочными. Ролики имеют большой вес, поэтому при ударах о зубья звездочки они страдают от высоких механических нагрузок и могут разрушаться. В результате уменьшается быстроходность цепи. К тому же, она нуждается в регулярной смазке, чтобы минимизировать трение при прокатывании ролика по зубу звездочки и уменьшить истирание.

Где приобрести роликовые цепи

Узкоспециализированная компания «ЦЕПЬИНВЕСТ» предлагает приобрести все разновидности и типоразмеры роликовых цепей на выгодных условиях. Мы на постоянной основе сотрудничаем с крупными российскими и зарубежными производителями, предлагаемая продукция точно соответствует требованиям стандартов. Заказы отгружаются с собственного склада компании в Москве или отправляются в регионы через терминалы транспортных компаний-партнеров.

Закажите качественную продукцию для решения любой производственной задачи по самым выгодным ценам. Оплаченные заказы доставляются к терминалам транспортных компаний в Москве бесплатно. Получите подробные консультации по подбору роликовых цепей и сделайте заказ.