Как понять, что растянулась цепь? Что делать в такой ситуации?

Как понять, что растянулась цепь? Что делать в такой ситуации?

Цепные передачи уже несколько столетий не теряют своей актуальности. И все это время владельцам механизмов приходится искать ответ на вопрос: как понять, что цепь растянулась? Пора ее менять или можно пока работать далее?

Здесь сразу нужно отметить, что увеличение длины цепи сверх стандарта может вывести из строя всю передачу. Собственно, звенья начинают провисать, не совпадают с зубьями звездочек. Возможно появление и иных неприятных последствий. На практике это означает, что за состоянием цепи, ее длиной необходимо пристально следить. И при малейших симптомах растяжения сразу принимать меры.

Роликовые цепи: немного о конструкции и проблемах с эксплуатацией

В основном для обустройства цепных передач используют роликовые цепи. Звенья включают в себя наружные и внутренние пластины, соединенные между собой втулками, внутри которых располагаются валики. Снаружи на втулке размещается ролик, позволяющий передаче «перекатываться» по зубьям звездочек.

«Способность» цепи сохранять длину в процессе эксплуатации зависит от нескольких факторов:

  • внешние пластины должны быть неподвижно соединены с валиком, а  внутренние — с втулкой;
  • валик должен без проблем перемещаться внутри втулки. Здесь самый важный момент — наличие достаточного объема масла. Если смазка производится регулярно, звенья цепи будут меньше нагреваться и, соответственно, изнашиваться.

К неблагоприятным факторам можно отнести ситуации, когда втулка начинается проворачиваться относительно внутренних пластин, а валик — внешних. Это можно считать одним из признаков растянувшейся цепи. Звенья, скорее всего, изношены и не подлежат дальнейшей эксплуатации.

Почему растягивается тяговая цепь? Основные причины и виды деформации

Цепь может растягиваться и в стандартных рабочих, и в чрезвычайных условиях. Выделяют следующие типы растяжения:

  • эластичное. Считается нормальным следствием техпроцесса. Пока на цепь действует нагрузка, она может растягиваться. Как только внешние усилия снимаются, форма и длина звеньев возвращаются к первоначальному состоянию. В итоге даже после длительной эксплуатации цепи не требуется замена (при отсутствии повреждений или иных проблем). Основная проблема, связанная с появлением эластичной деформации, заключается в том, что ее нужно учитывать при работе кранов или конвейеров. В противном случае не удастся поставить груз в точно заданной точке из-за погрешностей именно цепи;
  • при износе. Вследствие длительной работы, в том числе при повышенных нагрузках, между пластинами появляются зазоры, валики истираются, свободнее вращаются во втулках. Именно растяжение цепи, как таковое, не происходит. Меняется конфигурация ее звеньев. Растяжение при износе не появляется внезапно. Чтобы его зафиксировать, необходимо постоянно следить за состоянием цепи и своевременно производить замену;
  • пластическое. От эластичного данный вид растяжения отличается тем, что после снятия нагрузки первоначальная длина цепи не восстанавливается.

Причины пластического растяжения цепи:

  • применение нагрузок сверх разрешенных для данного конкретного типа цепи. Если не соблюдать рекомендации производителя, возможна деформация валиков и втулок. В наиболее сложных ситуациях фиксируют разрыв пластин. Если в течение длительного времени нагрузка на цепь будет хоть незначительно, но выше разрешенной, трещины, разрывы будут формироваться постепенно;
  • появление ударных нагрузок. Например, из-за ошибки персонала конвейер в какой-то момент времени запустили со скоростью, вдвое превышающей разрешенную либо в обратную сторону. Как вариант, произошла резкая остановка оборудования. Следствием ударной нагрузки может стать разрыв цепи;

  • перегрев. При работе на значительных скоростях и/или в помещении с высокими температурами металл разогревается. Следствием становится деформация и разрыв звеньев.

Есть еще один нюанс, связанный с наличием пластического растяжения. Звенья не только деформируются, но и становятся неподвижными. Валики не могут проворачиваться во втулках. Если приложить дополнительные усилия, возможен их от пластин.

Что делать, если растянулась цепь, и деформация именно пластическая? Вариантов действий здесь немного. Конвейер или иное оборудование придется временно останавливать и устанавливать новую передачу.

Признаки растянувшейся цепи: как выявить наличие дефектов без инструментов?

Не всегда есть возможность сразу снять цепь для обследования и проверки на наличие деформаций. Например, техпроцессом предусмотрены остановки только в определенные моменты времени.

Но есть стандартные признаки растянувшейся цепи. Если на них обращать внимание, можно предотвратить аварийные ситуации и не допустить выхода оборудования из строя:

  • изменение характера рабочего шума. Причина в том, что звенья не совпадают с зубьями звездочек, да и сама цепь начинает провисать. Она задевает другие металлические детали механизма, появляется специфический лязг;
  • появление вибрации. Так как увеличивается размер зазоров  при зацеплении между звеньями и зубьями фиксируются удары. Они же и становятся причиной вибрации;
  • появление проскальзываний. Причина этого явления — растяжение пластин или деформация роликов и втулок. Звено попадает не на «свой» зуб. Далее передача начинает двигаться рывками;
  • появление закусываний и заеданий. Эти явления характерны для пластического растяжения цепи. Их появлению способствует то, что часть звеньев со временем полностью теряет подвижность;
  • наличие провисаний сверх разрешенного.

При наличии даже одного критерия из перечисленных ранее цепь необходимо проверить на растяжения. Для этого можно использовать шаблоны или штангенциркуль.

Как узнать, что цепь растянулась?

В большинстве случаев проверка передачи на наличие деформированных звеньев предполагает ее демонтаж. В самом простом случае для измерений можно задействовать линейку. С ее помощью измеряют длину подряд расположенных двеннадцати звеньев. Данные сравнивают с параметрами абсолютно новой цепи такого же типа.

Здесь важно учитывать один момент. Имеющееся растяжение может быть допустимым для одного типа оборудования (при отсутствии поврежденных или разорванных звеньев) и критическим для другого. Выяснить, подлежит ли цепь эксплуатации в дальнейшем, можно только на основании технической документации к конвейеру или иному агрегату.

Еще один способ проверки растяжения цепи с применением штангенциркуля предполагает вычисление длины отдельных участков:

  1. Отрезок из 5–10 звеньев растягивают, имитируя рабочее положение.
  2. Замеряют длину. Полученное значение нужно уменьшить на диаметр одного ролика. Далее вычисляют длину звена.
  3. Результат нужно сравнить с нормативным значением шага и определить изменения в процентах.

В стандартном варианте считается, что, если цепь растянулась на 0,5–0,7%, замена ей не требуется. Если же деформация зафиксирована на уровне 1% и более, нужно смотреть на характер оборудования. В большинстве случаев потребуется установка новой цепной передачи.

Специально для замеров цепей выпускают шаблоны с проходной и непроходной сторонами. Если выбранный для проверки отрезок совпадает с непроходным значением, всю цепь рекомендуется заменить. Это относится и к переходным звеньям, и к звездочкам: ведущим и ведомым. Причина заключается в том, что деформация со временем затрагивает и зубья. Они изнашиваются, стачиваются. Совместить новую цепь с уже деформированными звездочками достаточно сложно.

Как не допустить растяжения цепи увеличить срок эксплуатации оборудования?

Сначала нужно уделить внимание ситуации, когда цепь провисает, но измерения показали, что звенья не деформированы. Далее можно использовать один из двух способов решения проблемы:

  1. Если цепь разборная, ее укорачивают на несколько лишних звеньев. Потом остается установить ее на место и проверить работоспособность на всех возможных режимах.
  2. Если цепь относится к неразборным, ее придется менять.
  3. Чтобы передача служила максимально долго, не приходилось решать, как измерить растяжение цепи, в процессе эксплуатации необходимо:
  • своевременно смазывать звенья. Если масла будет недостаточно, через некоторое время пластины, втулки и ролики покроются ржавчиной. Ситуация несколько усложняется, если цепная передача находится в труднодоступном месте. В этом случае стоит рассмотреть вероятность использования сальниковых цепей;
  • следить за нагрузкой. Постоянное превышение скорости движения, рывки или резкие остановки способствуют появлению пластических растяжений. Дальнейшая эксплуатация цепи с такими повреждениями запрещена.

Еще один совет относится к покупке оборудования. Чтобы максимально долго не фиксировать признаки растяжения цепи, покупать ее необходимо только у проверенных производителей.