Как часто нужно смазывать цепь? Способы смазки цепей

Как часто нужно смазывать цепь? Способы смазки цепей

Цепные передачи востребованы даже в век высоких технологий. Без них не работают конвейеры в промышленных цехах и на элеваторах, грузоподъемные механизмы. Даже велосипед не сдвинется с места без цепи.

Но для полноценной работы передачи на ее звенья необходимо периодически наносить специальное масло. Оно защищает металлические детали от коррозии, снижает трение, не позволяет цепи нагреваться, увеличивает срок ее использования.

При этом необходимо знать, как часто нужно смазывать цепь. Периодичность может отличаться в зависимости от интенсивности эксплуатации системы и используемого метода нанесения масляного состава.

Способы смазки для приводных цепей

Ниже приведены основные способы нанесения масла на звенья цепных передач. Определяющим фактором при выборе конкретного варианта специалисты называют скорость движения цепи. Но также нужно учитывать рядность, шаг, место размещения оборудования.

Методы смазки:

  1. Ручное нанесение при помощи масленки или кисточки на внутреннюю сторону звеньев. Так смазывают относительно небольшие цепи, скорость движения которых не превышает 1,5 м/с. В зависимости от интенсивности эксплуатации смазку рекомендуется проводить через 6–8 часов непрерывной работы.

  1. Использование пластичных составов. Метод относится к числу наиболее трудоемких. Сначала смазку предстоит расплавить в резервуаре значительных размеров. Далее в него нужно опустить цепь и оставить ее там до остывания масла. После извлечения из ванны все звенья чистят, чтобы убрать избыточную смазку. Только после этого цепную передачу можно возвращать на место. Через 120–180 часов работы в зависимости от интенсивности процедуру придется повторить. В более простом варианте, если позволяет конструкция цепной передачи, ванну со смазкой размещают непосредственно по ходу движения приводной цепи. Каждый ее участок последовательно погружается в смазку. Но в данном случае нужно организовать сбор стекающих капель масла и сброс их обратно в ванну. Максимальная скорость движения цепи не должна превышать 10 м/сек.
  2. Капельное орошение. Масло подается непосредственно к втулкам и шарнирам, но не попадает на наружные поверхности пластин. Для защиты от внешних воздействий цепь приходится закрывать кожухом. Скорость перемещения конвейера не должна превышать 6 м/сек.
  3. Подача микрокапель масла со струей воздуха. При выборе данного способа в непосредственной близости от цепной передачи устанавливают специальный пистолет, как на краскопультах. С его помощью покрывают маслом движущиеся части конвейеров. Максимально допустимая скорость движения цепи — 12 м/сек. Если же оборудование работает под большой нагрузкой, смазочный состав подают под давлением без добавления воздуха.
  4. Подача масла на цепь через звездочки. В валах изначально должны быть предусмотрены канавки и отверстия для его стекания. Этот метод смазки приводных цепей преимущественно используют там, где невозможно, например, установить пульверизатор или ванну. Интенсивность смазки зависит от загруженности передачи. В самых сложных случаях масло подают непрерывно. Если нагрузка невелика, подключают режимы пульсации.

Что нужно учитывать при смазке цепи: важные моменты

Для смазки звеньев можно использовать не любое масло. Важна его вязкость. Густой состав создаст пленку на поверхности, но не заполнит зазоры между втулками и валиками. Но и слишком жидкие масла — не лучший вариант. Они просто скатываются с поверхности, не создавая необходимой пленки.

Единого рецепта в части вязкости не существует. Для одного и того же масла она может меняться при потеплениях и похолоданиях, работе под повышенными нагрузками. На вязкость влияет и уровень пыли в месте установки конвейера.

Следующий значимый момент относится к расчету оптимального интервала между смазками. С одной стороны, ежечасно наносить масло не всегда есть возможность. С другой стороны, откладывать процедуру бесконечно тоже нельзя.

Определить временные промежутки между смазками можно опытным путем, каждый раз нанося масло немного позже. Но при этом необходимо обращать внимание на факторы, свидетельствующие о недостатке смазочного материала:

  • меняется характер шума в процессе работы цепной передачи, появляется металлический грохот;
  • на звеньях и звездочках появляются царапины, вкрапления ржавчины;
  • цепь растягивается и провисает.

Если своевременно фиксировать перечисленные выше моменты, можно определить, когда необходимо проводить смазку для приводных цепей. Но при этом нельзя забывать о том, что поверхности, покрытые маслом, быстрее покрываются пылью. Мелкие частицы заполняют зазоры в звеньях, снижают их подвижность. Избежать этого можно либо за счет протирания цепи насухо после каждого смазывания, либо за счет установки кожухов. Оба варианта сложно реализовать при значительной длине передачи либо ее сложной траектории.